Почему химия, Владимир?
Потому что я был лучшим химиком в школе и мне очень нравилась химия. Это началось с 8 класса. Химия мне понравилась тем, что в ней было все просто и таинственно: одно с другим смешивается и получается третье. Я был просто заворожен открывающимися передо мной возможностями. Получить что-то новое – это же потрясающе!
Необычное увлечение! Родители «виноваты»?
Нет. Мама врач высшей категории. Папа – инженер, бывший военный. Никакого отношения к химии они не имели, но они мне купили набор «Юный химик». Я прошел все описание, там была такая толстая книжица, прожег в нескольких местах стол и пол, и очень заинтересовался наукой.
Другими словами, выбора ВУЗ-а не было в принципе?
Конечно. Я долго выбирал между Менделеевским, МГУ и МИТХТ-ом. Менделеевский определил бы меня на какой-нибудь завод, МГУ, на мой тогда взгляд, это будущий учитель. А вот «тонкая химическая технология» — это звучало сказочно, непонятно и таинственно. Сам приехал туда, сдал документы, готовился и сдал.
Да, обычно все абитуриенты напрягаются перед экзаменами. Как у тебя прошли вступительные?
На экзаменах все было замечательно. За месяц до них, я взял солидный справочник по физике и весь его проштудировал с тетрадкой и ручкой. Единственный предмет, по которому у нас в школе был слабый учитель. По остальным я вообще не «парился». Первые 3 вступительных экзамена я предсказуемо сдал на «Отлично». Сочинение – 3 балла.
Что же так?
А потому что я писал сам. Мой знакомый сдул все со шпаргалки, а я решил, что списывание недостойно будущего студента и все придумывал из головы. Поэтому первый семестр я был без стипендии, но «отыгрался» на первой же сессии – все 5-ки.
Вот ты говорил, что читал про свой будущий институт, готовился….И каково было первое впечатление, отличалось от того, что ты знал до поступления?
Все было очень странно. Эти огромные аудитории, профессор, где-то там внизу читающий свои лекции, вращающиеся доски, уходящие вверх записи, спящие на задних рядах студенты. И вместе с тем, я ощутил ответственность. Я сразу понял, что если я не начну впитывать в себя знания с самого начала, то никогда уже не пойму чему меня учат. Я захотел учиться. Это развеялось к 4-му курсу, но в начале я действительно учился.
«Развеялось» только у тебя?
Нет, это было общим для всех студентов. Стало больше рутины, пошли совершенно непонятные предметы и науки, которые не имели для меня практической ценности. Сопромат мне впоследствии конечно пригодился, я стал много строить, но вначале было совершенно непонятно, зачем мы чертим эти эпюры напряжений, графики разрушения материалов и пр. Или теория вероятности. Наш преподаватель любил повторять: «Теорию вероятности на «5» знает только господь Бог, на «4» знаю я, а все остальные на «3» и «2». Всю группу это, конечно, не вдохновило, но я сдал на «4» ))
Любимые преподаватели?
Гальперин Илья Моисеевич. Замечательно знал предмет и очень умело его преподносил. Слушать его лекции было удовольствием. Например, важные формулы он обводил на доске жирной рамкой и «прибивал» их гвоздями – рисовал мелом 4 гвоздя. И говорил: «Эти формулы не пытайтесь понять. Их надо просто выучить наизусть». Таких формул было 6 или 7 за весь курс.
И наоборот?
Не было таких. Возможно из-за моего отношения к процессу обучения. Были те, над которыми мы «издевались». Беззлобно, как мальчишки. Например, была у нас преподаватель с очень слабым зрением. Ну, просто почти совсем слепой. Ну, и находились такие, которые не стесняясь заходили ему за спину, и откровенно списывали. Были «пустые» преподаватели. Потому что вели пустые предметы. Марксизм-ленинизм, например. Над такими мы не издевались, мы их по-своему жалели. Вели себя подчеркнуто вежливо…с «уважением» за неверие в то, что они пытались в нас вложить.
Общий фон, уровень обучения на твой взгляд?
Со второго курса я понял, как можно учиться на одни пятерки. Стал досрочно сдавать экзамены, прогуливать совсем неинтересные лекции и спать по ночам. У нас напротив был троллейбусный парк. Причем, знали как и где можно незаметно пройти на территорию, и как открыть троллейбус. На скучных лекциях мы уходили туда играть в преферанс.
Какой-нибудь не интересный случай из студенческой жизни?
Я что-то не припомню… Как-то так сложилось, что мне было почти всегда интересно. А вот провальный случай был. Когда я уходил на диплом, 1 сентября я должен был выйти на практику в какой-то закрытый ящик, а мы взяли и уехали на Юг. Оттягивались мы в Адлере, до 12 дня мы где-то работали, а потом отдыхали. Ну, и в таком режиме мы зависли там до середины сентября. И где-то 20 числа я не спеша пришел в институт, там была молоденькая девочка, которая на мне (дипломе) писала свою диссертацию. Я все конечно, в итоге сделал как надо, опыты, цифры, тексты, но на душе остался осадок. Меня ТАК ждали, а я вот такой на 20 дней заколол практику…
Надеюсь, этот же случай не является самым запоминающимся вообще?
Безусловно, нет! Были и веселые случаи. На картошке, в стройотрядах. Военная кафедра была очень веселая. Уровень у офицеров был …эээ явно ниже, чем у нас)). Это очень сильно бросалось в глаза, ну настолько, что нам казалось иногда, что они вообще с другой планеты.
Пригодились ли тебе знания, полученные в институте, в жизни?
Практически нет. После окончания мне предоставили выбор будущего места работы. В том числе на очень закрытом почтовом ящике. Были такие люди в серых штатских костюмах, с вкрадчивыми голосами и внимательными глазами, подходившие к некоторым студентам…мне как-то сразу это не понравилось. Я представил себя в замкнутом пространстве, из которого очень сложно будет потом выбраться. Я отказался. И все-равно попал на одно из оборонных предприятий, но он был рядом с домом. Пол часа на трамвае, и я на работе. Это стало решающим фактором выбора. Ну, и зарплата была больше. Если обычный инженер получал 130, то я 150 рублей в месяц. И уже тогда я понимал, что ЭТА работа будет не очень интересная со слабыми возможностями к самореализации. Так оно впоследствии и оказалось.
То есть ты заранее знал?
Да, потому что в последний год обучения шла специализация, которая была такая узкая, что становилось скучно уже на лекциях.
Какую ты выбрал?
Технология полупроводниковых материалов. Там было все понятно, но ощущение бесполезности знаний не оставляло не на минуту. Я не ошибся. Когда я пришел на этот П/Я, то мне сказали –Вот твой стол. И про меня забыли на неделю! )) Мне выдавали молоко за вредность, и я боролся им с бездельем. Раньше времени уйти было нельзя. Главное вовремя прийти и вовремя уйти, а между этим никто по твоему поводу не парился. Делай, что хочешь. В итоге мне это надоело, и я сам подошел и сказал, что хочу что-то делать. Мне дали новую магнетронную установку, которая пришла вместе со мной. Никто не знал, как с ней работать, поэтому мне все пришлось делать самому и с нуля. Я ее сам собрал, настроил и стал «что-то» делать. Напылял какие-то тонкие пленки, писал отчеты, заполнял журналы. И все-рано это было скучно. Не было творчества в работе. И вообще… На том П/Я никто ничего не делал. Весь наш отдел (человек 15) занимался тем же бездельем. Мужики пили спирт, потому что его выдавали каждому по 200 мл. в день на промывку оборудования. Женщины разговаривали по телефону и обсуждали мужчин. Я устал от рутины за те 3 года и как только они кончились, я тут же ушел и устроился в Академию наук. Вот там да, мне пришлось вспомнить и применить на практике все свои знания. Там было интересно. Диссертация тоже была интересной ))
Слова напутствия?
Возможно, я буду банален, но — учиться, получать знания. Сейчас время сжимается, «скорость» жизни за последние 30 лет увеличилась в несколько раз, и тратить время на развлечения, на мой взгляд, непростительно. И уж если кто-то решил получить профессию на всю жизнь, то нужно брать от ВУЗ-а максимум. Потом будет все гораздо сложнее.
Присоединяйтесь к нашим авторам!
Ваши персональные данные охраняются Законом.
Напишите нам